страны отели бронирование описание статьи новости события статьи интересное природа культура музеи история события кафе кухня напитки транспорт фотографии путешествия экскурсии события животные цветы музеи, выставки усадьбы, парки рассказы контакты ссылки

Статьи | Республика Корея | Культура | Сонмудо. Корейские боевые искусства

Сонмудо. Корейские боевые искусства

Корейское боевое искусство сонмудо Корейское боевое искусство сонмудо Корейское боевое искусство сонмудо Корейское боевое искусство сонмудо Корейское боевое искусство сонмудо

Недалеко от побережья Японского моря на территории современной Южной Кореи, в двадцати километрах к востоку от Кёнджу, древней корейской столицы, расположен первозданной красоты пещерный комплекс Гольгульса – первый буддистский монастырь в истории страны.

Еще двадцать лет назад это место было полузаброшенным, немногочисленные строения в округе - ветхими, пока здесь не появился новый настоятель, мастер дзэн Шог-Ун Сёл. Он обновил храм, построил дорогу и превратил Гольгульсу во всемирно известный центр изучения корейского боевого искусства сонмудо.

В буквальном переводе сонмудо означает «боевое искусство дзэн». Традиционное название его древнекорейского прототипа - Гум Ганг Йонг Хван (Gum Gang Yung Gwan). Эту дисциплину, похожую на карате, Шог-Ун (Jeog Un) изучал под руководством своего учителя Янг-Ик Сон Има (Yang-Ik) в храме Бусана. В 70-е годы XX века мастер Янг-Ик многое делал для сохранения древнего знания: систематизировал и обучал техникам, практически забытым в XIX веке. Шог-Ун продолжил дело любимого учителя, дав боевому искусству новое, простое имя - сонмудо - и вдохнув в него новую жизнь. С 1992 года Гольгульса - не просто благоустроенный храм и монастырь, а тренировочный центр, так называемый Темплстэй (Templestay), в который съезжаются люди со всех уголков планеты, чтобы, живя монашеской жизнью, изучать древнее боевое искусство и медитацию.

Боевые искусства дзэн традиционно восходят к китайскому ушу. В Корею буддизм стал проникать в VI веке в качестве разновидности махаяны, «мирского буддизма», ставшего основой для корейского дзэн. Японский термин «дзэн» китайцами произносится как «чань», корейцами - «сан», а в изначальном варианте, на санскрите, звучит как «дхьян». Это седьмая ступень классической индийской йоги, состояние полного сосредоточения и погружения в медитацию, предваряющее самадхи (состояние просветления). В условиях традиционной китайской культуры и климата статическая буддистская медитация стала активной, динамической, соединившись с боевыми искусствами.

Основа метода сонмудо - обрести гармонию, укрепив дух, очистив ум, подготовив тело. Шог-Ун учит: чтобы добиться этого состояния, необходима развитая концентрация и контроль над речами, мыслями и телом - тремя составляющими кармы.

В III-IV веках в Корее сложились первые государства - Когурё, Пэкче и Силла. Форма правления была заимствована из Китая, а проникший на полуостров буддизм быстро утвердился в качестве господствующей идеологии, вытеснив конфуцианство. Укрепление государств сопровождалось упадком китайской династии Нань (имеется в виду период до конца VI века под названием «Нань бэй чао», Южная и Северная династии, 386-589 годы, или 420-589 годы), что позволило Корее сохранить независимость. Внутренние конфликты и междоусобные войны быстро истощили Когурё и Пекче. В VII веке весь полуостров был объединен под властью южнокорейской Силлы со столицей в Кёнджу. Произошло это и потому, что Силла стала духовным центром Кореи: в VI веке святой Кванг Ю основал в окрестностях столицы пещерный монастырь Гольгульса с двенадцатью кельями-пещерами, храмом и огромной статуей Будды на вершине горы Хамвольсан. По преданию, в строительстве храма участвовали шестеро индийских монахов, передавших священное знание Татхагаты напрямую монаху Кванг Ю.

Гольгульса стала центром развития буддизма в Корее, здесь же монахи совершенствовались и в традиционном воинском искусстве Гум Ганг Йонг Хван. Но после упадка Силлы влияние Гольгульсы ослабло, и монастырь постепенно пришел в запустение. Для молодого мастера Шог-Уна возродить былую славу Гольгульсы, центра боевого искусства дзэн и всего корейского буддизма, было делом чести.

Закалить дух можно, подчинив себя жесткой дисциплине монашеского быта. День в Гольгульсе начинается в 4.00 громкими звуками моктака (деревянного гонга). Исключений не делают никому - проспавший должен принести три тысячи поклонов Будде и лишается пищи на весь день, а вместе с ним и его соседи по келье. В 4.30 начинается молитва в древнем пещерном храме Гольгульсы с чтением сутр. Это так называемый чантинг (chanting), когда пение сутр выполняется одновременно с ритмичными поклонами-простираниями. После этого - час сидячей медитации дзадзэн и час медитации в прогулках по территории монастыря и окрестностям.

Природа в Гольгульсе располагает к созерцанию. Территория горного монастыря утопает в зелени, а тишину ранним утром нарушает лишь журчание ручьев. Напоминанием о конечной цели практики возвышается огромная статуя Будды, высеченная в скале. Возраст этой статуи, по всей видимости, равен возрасту монастыря, и ее нижняя часть совсем стерлась от времени.

Дзадзэн - вид сидячей медитации, направленной на достижение состояния не-ума. Наравне с коанами - алогичными диалогами и высказываниями, сандзэн-приватными беседами с учителем, и физической подготовкой - боевыми искусствами, дзадзэн является одной из четырех основных практик дзэн. Основоположник дзадзэн, японский мастер XIII века Доген, дал детальное наставление по правильному положению тела и откорректированному состоянию сознания во время медитации: «Для практики дзадзэн желательно иметь тихое помещение. Следует быть умеренным в пище и питье, оставляя все иллюзорные желания. Оставляя все в стороне, не думайте ни о хорошем, ни о плохом, ни о правильном, ни о ложном. Таким образом остановив все возможные функции сознания, отбросьте идею стать Буддой. Это также истинно для дзадзэн, как и для вашей повседневной жизни.

Обычно на пол укладывается плотный квадратный коврик, на который вы садитесь, и круглая подушечка. Можно сидеть в положении полного «лотоса», так и в «полулотосе». Уложите правую стопу на левое бедро, затем - левую стопу на правое бедро. Одежды должны быть свободны и чисты. Затем положите правую руку на подошву левой ноги, а левую кисть - на правую ладонь, кончики больших пальцев рук слегка касаются. Сидите прямо, не наклоняясь ни влево, ни вправо, ни назад, ни вперед. Уши должны находиться на одной вертикальной линии с плечами, а нос - на линии пупка. Язык следует держать против верхнего неба, зубы и губы сомкнуты. Глаза постоянно открыты, дыхание спокойное, через нос.

Наконец, отрегулировав тело и сознание таким образом, глубоко вдохните, качнитесь всем телом из стороны в сторону и зафиксируйтесь твердо, как скала. Думайте о недумании. Как это делать? Думанием за пределами недумания и думания. Это основа дзадзэн. Дзадзэн - это не есть медитация, которую осваивают шаг за шагом. Это просто свободная и приятная практика Будды, реализация буддийской мудрости. Истина проявляется, и нет иллюзий. Если вы понимаете это, вы полностью свободны, подобно дракону, отыскавшему воду, или тигру, стоящему на горе. Высший закон тогда явится сам собой, а вы освободитесь от беспокойств и смущений.

В завершении практики дзадзэн плавно и медленно подвигайте телом и спокойно поднимитесь. Избегайте резких движений». (Цит. По: Коваль С.Н,Холин Ю.Е. Дух воина. - Краснодар: Маерли, 1993.)

Каждую трапезу предваряет Пару-Гонгянг - медитативная церемония. «Эта практика позволяет нам осознать необходимость порядка, гармонии, глубокого уважения и сострадания ко всем живым существам», - говорит настоятель. Рацион монашеской трапезы строго вегетарианский и состоит из постного риса, кимчи (острой корейской капусты), овощного супа, жгучих соусов и зелени. Правило монашеской трапезы гласит, что нельзя выбрасывать остатки пищи, поэтому все, включенное в трапезу, должно быть съедено.

В 9.00 после завтрака монахи практикуют сонмудо вместе с мастером, а затем, в 11.00, совершают 108 поклонов Будде. После обеда - снова медитации и практика сонмудо. Отбой - в 9.30, после интенсивной вечерней тренировки. График занятий кажется слишком суровым для некоторых новичков, но Шог-Ун уверен, что только так, преодолевая себя, можноукрепить дух и развить волю.

Занятия сонмудо разделены на две категории - спокойные и активные. Утренние тренировки проходят в расслаблении. Ученики практикуют дзэнскую йогу, асаны и техники релаксации тела и сознания. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям. Шог-Ун говорит: «Дыхание - это мост, соединяющий тело и разум, поэтому нам особенно важно практиковать дыхательную гимнастику». Вечером ученики получают полную нагрузку, отрабатывая технику боевого искусства - удары и махи. Спарринги между партнерами не проводятся, в контакт друг с другом они не вступают. Такие занятия сопровождаются лекциями и демонстрациями мастеров.

В середине дня учеников ждет чайная церемония с мастером или одним из старших монахов. Во время чаепития учитель уделяет особенное внимание толкованию принципов практики активного дзэн: «Если вы находитесь в состоянии полного осознания в любой момент, что бы вы ни делали - это и есть активная медитация дзэн. Добиваться этого состояния необходимо, практикуя не только сидячую медитацию, но и боевое искусство».

Занятия сонмудо оказывают терапевтическое воздействие на организм, позволяя избавится даже от хронических заболеваний. Японский доктор Хасекава, наблюдая учеников Шог-Уна длительное время, пришел к выводу, что такая практика ускоряет обмен веществ и укрепляет выносливость, кровообращение и эндокринную систему организма. Развитие и укрепление сухожилий и связочного аппарата особенно полезно детям и подросткам - не случайно Гольгульса реализует специальную программу «Ва-Ранг» для корейских детей.

Ва-Ранг - элитное боевое монашеское подразделение времен расцвета Силлы. Оно формировалось из юношей и мальчиков, с детства воспитывавшихся в Гольгульсе. Юноши Ва-Ранга были знамениты храбростью, несгибаемым духом, совершенным знанием священных текстов и владением боевым искусством дзэн.

Программа «Ва-Ранг» рассчитана на детей в возрасте от 10 лет. По словам Шог-Уна, программа наследует дух юношей Ва-Ранга времен Силлы, но адаптирована к современным реалиям. В ходе специальных семинаров подростки изучают буддистские сутры и основы дзэн, знакомятся с традиционной корейской культурой, учатся медитировать. Корейские власти отметили, что участие в семинарах, проводимых в Гольгульсе, дисциплинирует учеников, развивает их телесно и нравственно.

Программа «Ва-Ранг» была признана столь успешной и полезной, что на ее основе был разработан факультативный курс для общеобразовательных школ - сонмудо теперь изучают по всей Корее. А в Кёнджу была создана специальная школа «Ва-Ранг», в которой старшеклассники получают углубленные знания дзэн.

В настоящее время сонмудо изучается в качестве базовой дисциплины в университетах Донггука, Пусана, Кёнгви и Кёнджу, в Корейском государственном университете искусств. Мастер Шог-Ун интенсивно работает над созданием специальной Академии сонмудо.

Помимо трехдневных тренинговых программ, осуществляемых с 1992 года на корейском и английском языках, Гольгульса предлагает расширенную программу с посещением буддистских святынь и мест силы, таких как расположенная в море гробница правителя Мун Му (661-681). Хорошая организация процесса, выстроенная методика обучения и неоспоримые достоинства практики, укрепляющей тело и дух, сделали свое дело - интерес к сонмудо шагнул далеко за пределы Кореи. Своеобразные «филиалы» Гольгульсы созданы и успешно развиваются сегодня в Канаде, Франции, Швейцарии.

Статья из журнала ALQUIMIA, kyokushin-kai.ru

 

Информация размещена на сайте Натива.ру

Культура Кореи

Сонмудо

Корейское боевое искусство сонмудо Недалеко от побережья Японского моря на территории современной Южной Кореи, расположен первозданной красоты пещерный комплекс Гольгульса – первый буддистский монастырь в истории страны. Еще двадцать лет назад это место было полузаброшенным...

Хангыль

Корейская национальная письменность хангыль В древности корейцы не имели своей письменности и для записи звуков родной речи были вынуждены использовать китайские иероглифы, что было недоступно для большинства простых людей. Именно поэтому в 1446 году король Сечжон династии Чосон изобрел корейскую...

Все статьи по Корее

Пляжный отдых с малышом на острове Чеджу

Пляжный отдых с малышом на острове Чеджу Жемчужина Кореи, Корейские Гавайи... Все эти эпитеты по праву относятся к райскому острову Чеджу. Отдых на Чеджудо в последние годы обретает популярность среди азиатских и европейских туристов. Однако подавляющее большинство туристов - это корейцы с материковой части страны.

Дворцы Сеула

Королевские дворцы Сеула В Сеуле сохранилось пять королевских дворцов, хранящих в себе историю династии Чосон. Это дворцы Чхандоккун, Кёнбоккун, Токсугун, Чхангёнгун, и Кёнхигун. Чхандоккун – это второй дворец, построенный вслед за Кёнбоккуном после начала эпохи династии Чосон.

Деревня Яндон

Фольклорная деревня Яндон История этой деревни берет начало еще в самом раннем периоде эпохи Чосон. В середине 15 века в эту долину пришел ученый Сон Со из династии Сон и был настолько поражен красотой этого места, что решил построить здесь дом, в котором бы жил весь его клан.

Культура

Россия
Православные традиции России

Православные традиции России В последнее время религиозный туризм пользуется огромным спросом среди путешественников. Люди едут в другие страны не только, чтобы полежать на теплом морском берегу, но, и чтобы увидеть старинные храмы, обрести смыл жизни, найти решение...

Германия
Елочные игрушки в разных странах

Какие елочные игрушки популярны в разных странах мира? Яблоки, вафли, конфеты – так европейцы украшали лесную красавицу в Средневековье. По легенде, ка-то раз в Германии случился неурожай яблок, поэтому предприимчивые немцы взамен съедобных украшений повесили стеклянные игрушки и гирлянды на елку.

Португалия
Азулежу

Азулежу — колоритный автограф Португалии Есть в Португалии особенность, которая осталась неизменной с XV века и до наших дней — это любовь португальцев к азулежу. Такое необычное название носит португальская керамическая плитка, расписанная вручную и покрытая глазурью.

Наверх

Сонмудо. Корейские боевые искусства Информация с сайта Натива.ру 2008-2016