страны отели бронирование описание статьи новости события статьи интересное природа культура музеи история события кафе кухня напитки транспорт фотографии путешествия экскурсии события животные цветы музеи, выставки усадьбы, парки рассказы контакты ссылки

Статьи | Мьянма | Культура | Боевые искусства Мьянмы (Бирмы)

Боевые искусства Мьянмы (Бирмы)

Боевые искусства Мьянмы (Бирмы) Боевые искусства Мьянмы (Бирмы) Боевые искусства Мьянмы (Бирмы) Боевые искусства Мьянмы (Бирмы)

В Бирме существует единый термин для обозначения боевых искусств вообще - "тхайн", или "мьянма тхайинг", что означает "бирманский рукопашный бой". Однако название это начали широко использовать лишь в 30-х годах нашего века. Как и в других языках, "тхацинг" - термин собирательный, и объединяет "набан" - борьбу, подобную греко-римской, имеющую индийское происхождение; "летхвэй" - оригинальный "бирманский бокс"; "бандо" - наиболее известную и в стране, и за рубежом систему рукопашного боя, сформировавшуюся под определенным китайским влиянием; "баншай" - техники работы с традиционным оружием.

Данные о боевых искусствах впервые появляются в бирманских хрониках династии Паган (XI-XII века). Особо отмечается их расцвет в правление Анауратхи Минсау. Центрами развития и пропаганды боевых искусств были буддийские монастыри. Насколько сильно в них было китайское влияние, не совсем понятно, но техники медитации и концентрации, к которым там прибегали и прибегают по сей день, восходят к чань-буддийской традиции. Это важно иметь в виду, поскольку ведущим направлением бирманского буддизма является Тхеравада.

Центром обучения боевым искусствам была своеобразная "военная академия" Газа Кхунит Кьяунг, или Кхо Кьяунг, в которой воины, сыновья правителей и аристократов изучали не только боевые искусства, но и получали широкое образование. Наставниками их обычно были буддийские монахи. Кроме этого специально боевым искусствам обучались телохранители короля.

Бандо имеет несколько стилей, различающихся по географическим и этническим признакам. Лучшими бойцами традиционного бандо считаются качины и карены.

Бандо – это искусство боя голыми руками, мягкий вариант кулачного боя. Первое упоминание о нем относится ко времени династии Паган (XI-XII века). Бандо развивалось в буддийских монастырях, а также практиковалось в "Кхо кьяунг" – учебном заведении для сыновей правителей и аристократов, где преподавателями были также буддийские монахи. Кроме того, боевым искусствам обучали воинов королевской гвардии. Таким образом, бандо развивалось как элитный вид единоборств.

Техника бандо включает в себя блоки, удары головой, удушения, захваты, удары кулаками, локтями, ступнями и коленями, пальцами в форме "когтей", подножки и броски. В технике обучения и в классификации приемов бандо основополагающим является принцип "девять на девять": существуют девять основных способов перемещения, девять базовых блоков, девять типов ударов ногами, девять способов ударов локтями, кулаками и коленями, девять основных направлений атаки и обороны, девять основных типов захватов, удержаний, бросков, девять приемов, с помощью которых отрывают противника от земли. Все остальные приемы бандо базируются на этом фундаменте.

Тела бойцов бандо покрываются татуировкой, изображающей животных. Раньше она обозначала принадлежность бойца к тому или иному подразделению бирманской армии, а в современном бандо принято считать, что зверь на теле бойца передает ему часть своей силы и быстроты. Болезненная и длительная процедура нанесения рисунка на кожу сама по себе является одним из способов воспитания выдержки и силы духа.

Среди аристократов практиковалось мягкое и среднее бандо. В мягком бандо бой ведется против воображаемого противника по заранее подготовленной схеме, по сути оно напоминает таолу в ушу или ката в каратэ, то есть формальные упражнения.

Среднее бандо, практиковавшееся и в армии, подразумевало проведение спарринга, то есть боя в легкий контакт в течение трех минут.

Жесткий вариант бандо получил название "летвэй", это кулачный бой в полный контакт, заканчивающийся нокаутом одного из бойцов. В летвэй не существует каких-либо ограничений, обеспечивающих безопасность партнеров. Разрешены удушения и захваты, на руки бойцов намотаны кожаные ремни, что позволяет наносить удары не только кулаком, но и обеими сторонами ладони.

Летвэй был крестьянским видом единоборства. Состязания обычно приурочивали к празднику урожая и проводили на деревянном помосте или утрамбованной земляной площадке. В поединке были разрешены удары кулаками, ступнями, локтями, коленями и головой, не приветствовалось царапанье, дергание за волосы, укусы и удары в пах.

В современном летвэй нет весовых категорий, бойцов разделяют на три категории по степени их опытности и наличию достигнутых успехов. Непосредственно перед схваткой бойцы исполняют мистический танец, а сам бой проходит под аккомпанемент монотонной мелодии, ритм которой убыстряется по мере развития боя. Во время схватки нельзя бить лежачего или опустившего руки, бойцы не должны специально стремиться нанести друг другу сильные повреждения, поединок часто проходит до первой крови.

Основой подготовки бойца летвэй являются цепочки базовых движений и приемов (летвэй ей), имитирующие движения одного из двенадцати животных. Иногда эти же движения составляют танец, исполняемый перед боем. К "звериным стилям" относятся комплексы движений буйвола, кобры, орла, обезьяны, пантеры, удава, скорпиона, кабана, оленя, полевой птицы, тигра и гадюки.

Набан, еще одна разновидность таинг, представляет собой силовую борьбу, в которой запрещены удары.

Баншай – это общее название всех видов бирманских искусств работы с оружием. Традиционными для Бирмы видами оружия являются шест, копье и меч (дха) и парные бамбуковые дубинки. По своей конструкции бирманский меч дха немного напоминает тайский меч краби, как и тайский меч, он считался ведущим оружием. Техника тридцати семи классических приемов владения мечом складывалась под китайским влиянием. Освоение работы с оружием происходит параллельно с изучением техники бандо.

Бандо могут заниматься и женщины, так как техника уходов и освобождений от захватов – удобный для них вид самообороны.

С установлением господства англичан наступил естественный упадок национальных боевых искусств. Закон, борясь с варварством и жестокостью местных школ (действительно имевшей место) начал преследовать и учителей, и учеников. Окончательно традиция не угасла, но спустилась до уровня деревенских развлечений, показательных выступлений на народных праздниках в отдаленных горных деревушках.

Такая ситуация продолжалась до 1933 года, когда таинг начали пропагандировать во вспомогательных частях британской армии, состоявших из бирманских и непальских горцев. - гуркхов, известных своей воинственностью. Не менее, чем сами гуркхи, известен и кхукри - их нож, являющийся национальным оружием. Гуркхское влияние оказалось настолько сильным, что кхукри стал специфическим оружием бирманских воинских искусств. Во время второй мировой войны японцы, поощрявшие бирманский национализм, активно способствовали воскрешению местных боевых искусств.

В 1942 году известные мастера У Пье Тхиен и Сая Пуа начали активную пропаганду тхайинг. После второй мировой войны, когда Бирма получила независимость, министерство спорта начало проводить ежегодные соревнования по "бирманскому боксу". В 1946 году была сформирована Всебирманская федерация тхайинг, которую возглавил ученик У Пье Тхиена - У Чит Тхан. В этом же году У Ба Тхан Гьи создал Международную ассоциацию бандо с центром в Рангуне, столице Бирмы.

В 1962 году бандо было объявлено национальным видом спорта. В 1962 году бандо было провозглашено национальным видом спорта, его стали планомерно изучать в армии и полиции. В Европе бандо называют бирманским каратэ, но эти два боевых искусства имеют между собой мало общего, хотя современные спортивные разновидности бандо внешне похожи на каратэ. Тем не менее, бандо не стремится превращаться в спорт. Большинство организаций не являются коммерческими и не ведут активную рекламу своей школы или своего стиля.

По материалам: wcra.spb.ru и asiat.ru

 

Информация размещена на сайте Натива.ру

Культура Мьянмы

Боевые искусства Мьянмы

Боевые искусства Мьянмы (Бирмы) Данные о боевых искусствах впервые появляются в бирманских хрониках династии Паган (XI-XII века). Особо отмечается их расцвет в правление Анауратхи Минсау. Центрами развития и пропаганды боевых искусств были буддийские монастыри.

Все статьи по Мьянме

Культура

Россия
Православные традиции России

Православные традиции России В последнее время религиозный туризм пользуется огромным спросом среди путешественников. Люди едут в другие страны не только, чтобы полежать на теплом морском берегу, но, и чтобы увидеть старинные храмы, обрести смыл жизни, найти решение...

Германия
Елочные игрушки в разных странах

Какие елочные игрушки популярны в разных странах мира? Яблоки, вафли, конфеты – так европейцы украшали лесную красавицу в Средневековье. По легенде, ка-то раз в Германии случился неурожай яблок, поэтому предприимчивые немцы взамен съедобных украшений повесили стеклянные игрушки и гирлянды на елку.

Португалия
Азулежу

Азулежу — колоритный автограф Португалии Есть в Португалии особенность, которая осталась неизменной с XV века и до наших дней — это любовь португальцев к азулежу. Такое необычное название носит португальская керамическая плитка, расписанная вручную и покрытая глазурью.

Наверх

Боевые искусства Мьянмы (Бирмы) Информация с сайта Натива.ру 2008-2016