Статьи | Россия
| Культура | Бурятские имена — идентичность народа
Бурятские имена — идентичность народа
Буряты — монголоязычный народ, который имеет богатую и насыщенную событиями историю. Предки бурят населяли территории Забайкалья испокон веков. Они входили в военный союз хунну. Под общим этнонимом гуннов совершали военные походы. В середине первого тысячелетия доходили даже до стран нынешней Восточной Европы. Полки азиатских кочевников наводили тогда ужас на европейское население.
В «Сокровенном сказании о монголах» впервые упоминается этноним «бурят». Этот письменный источник датируется серединой XIII века. Большинство исследователей сходятся во мнении, что название народа произошло от тотемного животного — волка. На древнетюркском языке «волк» означает «бури», «ата» — «отец». Таким образом, «бури-ата» — «отец-волк». Есть и другие точки зрения, которые исключать однозначно нельзя. Поэтому проблема возникновения этнонима остается до сегодняшнего дня нерешенной.
Начиная со средних веков и в Новое время буряты не имели своей государственности. Они входили в состав различных кочевых государств. С XVIII века участились их контакты с русскими. В дальнейшем была образована бурятская автономная область, которая и вошла в состав РСФСР.
Несмотря на тесные контакты с русскими и сильное влияние русской культуры, буряты сохранили свою идентичность. Во многом это проявляется в ономастике. Бурятские имена сохранили память о предках. Также в именах можно увидеть контакты с соседними народами.
Часто встречаются имена, имеющие явно древние монгольские или тюркские корни. Они отражают признаки человеческого характера или связаны с суевериями кочевых сообществ. К примеру, Тургэн означает «быстрый», Сагаан — «белый», Шоно — «волк», Нохой — «собака», Шупан Зурхэн — «кровавое сердце» и так далее.
С XVII века появляется ряд бурятских имен, которые имеют санскритское и тибетское происхождение. Это связано с проникновением на территорию Забайкалья ламаизма. В этот период появляются такие имена, как Доржо — «алмаз», Балдан — «могущественный», Данзай — «опора религии», Дулма — «спасительница мать» и многие другие. Естественно, не избежали буряты русского влияния. В современной Республике Бурятии популярны имена Павел, Петр, Роман, Александр. Причем интересно, что часто они произносятся на местный манер. Например, Роман стал «Армаан», Афанасий — «Хунааша», Василий — «Башиила» и т. д.
Этнографам известна очень интересная бурятская традиция выбора имени для ребенка. Если в семье долгое время не было детей, то новорожденному мальчику давали женское имя, и наоборот — при рождении девочки ей давали имя мужское.
В именах сохраняется историческая память народа. Буряты, как никто, ее свято чтут.