страны отели бронирование описание статьи новости события статьи интересное природа культура музеи история события кафе кухня напитки транспорт фотографии путешествия экскурсии события животные цветы музеи, выставки усадьбы, парки рассказы контакты ссылки

Статьи | Ватикан | История | История Ватикана

История Ватикана

Ватикан Ватикан

Христианство как единая религия существовало вплоть до XI века. Именно в этом веке Римская - Католическая церковь включила в общецерковное исповедание веры принципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемой “Филиокве”), что явилось причиной “Великого раскола”. Восточные христианские церкви с того времени стали называться православными, а все западные области (иерархии), подчинённые Риму, оказались в Римско-католической, или просто католической церкви.

В современном мире Римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число других последователей различных направлений христианства (православных и протестантов).

Среди первых верующих христиан со временем выделилась особая прослойка проповедников, избиравших путь служения вере и посвятивших этому всю свою жизнь без остатка. Будучи талантливыми ораторами, проповедники способны были привлечь на свою сторону многих мирян, которые верили в их проповеди и преклонялись передними.

Со временем такие люди становились руководителями целой христианской общины. Поначалу они были ее духовным, а затем и политическим ядром. Позднее руководство общиной перешло к пресвитерам – старейшим членам общины, а значит, самым мудрым и опытным.

Так постепенно формировалась первая церковная организация, возглавляемая епископом. Такой уклад жизни в христианской общине вытеснил старый, с харизматиками и пророками.

Епископы постепенно привлекали в христианство языческие представления и законы, в том числе и закон о к божественной собственности», близкий и понятный всем последователям религии. Его суть заключалась в том, что боги языческие, а теперь и единый христианский Бог мог обладать всем, что преподносилось Церкви в качестве пожертвований и даров. Все, что входило в церковную собственность, принадлежало самому Христу, а значит, становилось неприкосновенным и не могло отбираться или быть подаренным.

Представление о церковной власти, также вырабатывалось постепенно, по мере развития церковной иерархии. Теперь власть превратилась в предмет культа. Все, что так или иначе было связано с Церковью, с ее служителями, считалось одним из христианских таинств. Такое же представление было перенесено и на церковное имущество. Все поместья и земли принадлежали Богу, все должности также были производными его воли, а потому не подлежали обсуждению.

Епископ постепенно окружал себя все большим количеством непосредственных подчиненных, которые получали статус служителей Церкви и определенную церковную должность при епископе. У них были свои обязанности, чаще всего судебные или финансовые, им приходилось собирать налоги в пользу Церкви, подсчитывать доходы. Иногда они вели проповеди от имени епископа. Однако главенствующее положение всегда принадлежало только самому епископу. Согласно христианскому вероучению, епископ был своего рода пастырем, то есть пастухом, а все подчиненные и прихожане – его стадом.

В провинциях Римской империи существовало большое количество общин, которые стремились выделиться из всех остальных, стать самыми главными. Но первенство удалось захватить только римской общине. С IV века дошли сведения о том, что основателем римской общины был апостол Петр. А по представлениям того времени он мог выступать только в роли ее епископа. Неизвестно, является ли это утвержден не легендой или было извлечено со страниц Священного Писания, тем не менее в его пользу свидетельствуют многие хроники.

После первой легенды об апостоле родилось и другое предание, рассказывавшее, будто на земле Рима было пролито слишком много крови великомучеников, в том числе и самого Петра. И в качестве своеобразного искупления именно римская община должна была стать оплотом веры. Тот город и тот народ, которые долго сопротивлялись христианству, и стали причиной смерти самого Христа, должны искупить свою вину перед ним.

Петр действительно жил и проповедовал в Вечном городе. Существует даже легенда, гласящая, что на Ватиканском холме находится могила Петра. В честь апостола на том самом месте, где он был погребен, воздвигли храм, носящий имя Святого Петра.

Возвращаясь к истории христианства и первых христианских церквей как социальных организаций, следует отметить, что в связи со своей особой значимостью все римские епископы стремились получить звание и титул, которые выделяли бы их среди прочих епископов всего христианского мира.

В связи со своей особой значимостью все римские епископы стремились получить звание и титул, которые выделяли бы их среди прочих епископов всего христианского мира. По этой причине они старались установить на досягаемых пределах подвластной территории одинаковые для всех религиозные обряды, молитвы и правила, которые обязаны были соблюдать все христиане, причем таким образом, чтобы в их исполнении не было разногласий. В противном случае это могло привести к расколам.

Постепенно римский епископ занял главенствующее положение среди всех остальных епископов Апеннинского полуострова и близлежащих островов. А затем он добился права назначать и отстранять от должности священников. Постоянной резиденцией Пап стал Латеранский дворец, который более напоминал собой крепость, ведь в неспокойное время высокие надежные стены нередко выполняли оборонительную функцию.

У Рима появилось много земельных владений, расположенных в его окрестностях и на берегах Сицилии. Земли безвозмездно передавались Папе в качестве своеобразного пожертвования всеми желающими, которые таким способом стремились обеспечить себе вечное блаженство в мире ином.

Не только Италия дарила свои земли Папскому государству, но и Африка, Галлия, Азия. Покровительство Папы необходимо было не только в духовной, но и в политической жизни. Такой патронаж выражался еще и в том, что крестьяне, впавшие в нужду, могли обратиться за помощью к Церкви. Однако за оказанную с ее стороны поддержку они обязаны были передать свой участок земли в церковную собственность. После смерти крестьянина его участок переходил в руки Церкви уже в вечное пользование.

Постепенно Церковь забирала в свои руки и мирскую власть. Церковники могли опираться на свои земли и своих крестьян. Папа становился не только церковным, но и светским владыкой.

Усиление власти требовало и ее регулирования. Время от времени Папы создавали свои военные отряды. Папство неоднократно обращалось к франкам в поисках опоры для борьбы с крестьянскими волнениями. Это была двусторонняя связь. Если Франкское государство поддерживало папство, это означало и усиленное насаждение христианства на языческих территориях.

Со временем Рим и Папская область испытали на себе мощное влияние Германии и отдельных феодальных семей Италии, воевавших за папский престол. В IX-X веках установилась полная зависимость Рима от Германии.

Папы всегда старались укрепить свою власть не только символами и одеждой, но еще и фактически. Так, Николай I выдвинул идею о том, что права Папы имеют божественное происхождение. Он требовал всеобщего приоритета в церковных и светских делах, отлучал от церкви архиепископов, вмешивался в светские дела, добивался преобладания духовной власти над светской. После него ни один Папа не внес такого большого вклада в формирование теократической власти, то есть такой формы правления, при которой глава государства одновременно является его религиозным главой.

Постепенно сложились и оформились культ и церковные ритуалы, Григорий I утвердил мессу как церковную службу, посредством которой люди обращались к Богу и молились об отпущении грехов.

Начало Папскому государству было положено в 756 г., когда король франков Пипин Короткий подарил папе Стефану II Римскую область и часть Равенны и Катаньи. Пипин сделал это в знак благодарности Папе, низложившему Хильдерика, короля меровингов, и закрепившему престол за Пипином и его наследниками. В XII веке светские владения папы увеличились за счет земли подаренной графиней Тосканской, Матильдой. Папское государство, в свои лучшие времена, простиралось через всю Италию, от Адриатики до Средиземноморья, занимая площадь равную 16000 кв. миль и насчитывая более 3 миллионов жителей.

Образовавшееся государство, которое называлось Папская область, просуществовало до 1870 г. Богатая католическая церковь во главе с папой в условиях феодальной раздробленности средневековой Европы благодаря активному участию в междоусобных войнах на полуострове, а также в делах Европы сумела приобрести значительный политический вес. Однако в процессе консолидации национальных государств влияние папства слабело. Доходило даже до военных нападений на Ватикан. В начале 1798 г., по приказу Директории Франции, армия генерала Бертье свергла с престола папу Пия VI и заточила его в крепость города Баланс, где он и скончался в следующем году.

В 1809 г. папское государство было ликвидировано Наполеоном Бонапартом, но в 1815 г. восстановлено Венским конгрессом. Во время итальянской революции 1848 г. Папа был изгнан из своих владений, но возвращён к власти войсками Наполеона III. В процессе национального объединения Италии папский престол терял свои владения одно за другим. Объединение Италии требовало ликвидации Папской области – папского государства, занимавшего середину Апеннинского полуострова, со столицей в Риме. 20 сентября 1870 г. Рим был занят итальянскими войсками. Светская власть папы была упразднена. Папская область стала частью территории итальянского государства.

Изданный итальянским государством «Закон о прерогативах папы и Святейшего Престола» («Закон о гарантиях»). Согласно этого закона, Папе были предоставлены: экстерриториальные права в Ватиканском дворце, соборе Св. Петра, Латеранском дворце Св. Иоанна и загородной резиденции Кастель Гандольфо, а также возможность их использования; пособие в размере 650 000 долларов в год; право принимать аккредитованных послов любой державы; другие менее значительные полномочия однако Пий IX не признал объединенного государства и объявил себя «ватиканским узником». Папа занял небольшую территорию в Риме, включающую в себя Ватикан, собор Св. Петра и прилегающий к нему небольшой сад. После продолжительного периода трений между правительством Италии и Святым престолом стороны пошли на урегулирование отношений, и в 1929 г., между сторонами был подписан конкордат (Латеранские соглашения).

Их скрепили подписями премьер Бенито Муссолини, представлявший короля Италии Виктора Эммануила I, и кардинал Пьетро Гаспарри, статс-секретарь Папы Римского Пия XI. Церемония подписания, завершившая многолетние трудные переговоры, состоялась в Латеранском апостольском дворце. Этот акт означал правовое урегулирование взаимных претензий Италии и Святого Престола, окончательное решение "римского вопроса", более полувека бывшего яблоком раздора между итальянским государством и Римско-католической церковью.

Согласно Латеранским соглашениям Ватикан признавался суверенным государством, были определены его нынешние границы и за Святым престолом признавался бесспорный суверенитет в международной области. Италия выплачивала Ватикану ежегодную денежную компенсацию, а католицизм признавался государственной религией Италии.

Тогда же был утвержден и флаг города-государства, состоящий из двух полос – желтой и белой. На гербе Ватикана изображена пара скрещенных ключей (от Рая и Рима) под папской тиарой. Латеранские соглашения и поныне определяют правовые отношения между государством и католической церковью на Апеннинах в соответствии со статьей 7 конституции Италии. Конкордат дважды дополнялся в послевоенное время.

Латеранское соглашение в 1984 г. было заменено новым законодательным актом, который, подобно предшественнику, устанавливал полный суверенитет Папского престола (юрисдикция Папы Римского) внутри Ватикана. В отличие от предыдущего, новый конкордат предоставляет итальянцам формально полную свободу выбора религии.

Роль Ватикана в международной политике, его влияние в мире основываются на большом числе верующих-католиков - 1086 млн. (2005 г.). Из общего числа католиков почти половина - 49,8% проживает в Америке, 25,8-в Европе, 13,2-в Африке, 10,4-в Азии и 0,8% в Австралии и Океании. Проводником его политики является католическое духовенство (1,9 млн. священнослужителей), около 2 тыс. монашеских орденов, наиболее крупными из которых являются ордена иезуитов (26 тыс.), францисканцев (45 тыс.), салезиандев, капуцинов, бенедиктинцев, доминиканцев.

Также Ватикан реализует свою власть через так называемые светские католические организации: профсоюзные, культурные, молодежные, женские и др. Многие, из этих организаций входят в конференцию международных католических организаций, работа которых координируется Государственным секретариатом Ватикана. Под определенным влиянием Ватикана находятся многие политические партии в разных католических странах мира.

Ватикан играет активную роль в международных отношениях, подчеркивает свою заинтересованность в развитии позитивных международных процессов, считая, что нормальный политический климат в мире обеспечит более благоприятные условия для деятельности католической церкви и будет способствовать повышению ее престижа на международной арене.

Ватикан выступает с конструктивных позиций по ключевым международным проблемам, включая ликвидацию оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, охрану окружающей среды. В центре внимания Ватикана – проблемы развивающегося мира (отсталость, бедность, голод и нищета, безработица), прежде всего в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Источник: vaticancity.cc

 

Информация размещена на сайте Натива.ру

История Ватикана

История Ватикана

История Ватикана Христианство как единая религия существовало вплоть до XI века. Именно в этом веке Римская - Католическая церковь включила в общецерковное исповедание веры принципиально новое утверждение о Святой Троице, что явилось причиной “Великого раскола”.

Все статьи по Ватикану

Сады Ватикана

Сады Ватикана Ватикан для туристов как правило ассоциируется с собором святого Петра и замечательными музеями. И не все знают, что больше половины площади этого священного города занимают сады, сегодня считающиеся одними из самых красивых в мире. В сады Ватикана можно попасть с экскурсией.

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла При Папе Сиксте IV велись перестройки Ватиканского дворца, также в это время сооружается знаменитая на весь мир Сикстинская капелла – величайший памятник изобразительного искусства эпохи Возрождения. Строительство капеллы...

Музеи Ватикана

Музеи Ватикана Ватикан несмотря на небольшую территорию владеет баснословными сокровищами. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства, созданные выдающимися художниками и скульпторами. Ватиканские музеи включают в себя апартаменты Борджиа...

История

Япония
Вако - японские пираты

Вако японские пираты Вако терроризировали берега Кореи и Китая, начиная с XIII века, и первоначально состояли в основном из военных, ронинов, торговцев и японских контрабандистов. Спустя два века, правда, произошёл значительный перевес в сторону китайцев.

Израиль
Израильская кухня

Израильская кухня Традиционная израильская кухня является частью средиземноморской кухни, поэтому в ней встречается обилие овощей и фруктов, оливкового масла, зелени, рыбы и бобовых. Как считают многие израильтяне понятие «израильская кухня» только зарождается...

Болгария
Оборона Шипки

Оборона Шипки В начале 1878 года была завершена оборона Шипки - один из ключевых и наиболее знаменитых эпизодов в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Оборона Шипки сковала значительные силы турецкой армии и обеспечила русским войскам наиболее короткий путь наступления на Константинополь.

Наверх

История Ватикана Информация с сайта Натива.ру 2008-2023