|
||||||
|
||||||
|
Статьи | Замбия | Интересное | Лусака. Столица Замбии Лусака. Столица ЗамбииПервая же поездка на такси по Лусаке из аэропорта до гостиницы становится для каждого гостя Замбии незабываемым событием. Лусака – это не просто по-восточному шумный и неорганизованный город. В глазах европейца Лусака предстает практически непреодолимым хаосом. Поначалу у большинства свежеприбывших возникает непреодолимое желание как можно быстрее выбраться из этой неразберихи. Но уже "на второй взгляд" открывается особый шарм замбийской столицы и этот город если не влюбляет в себя, то уже не представляется таким отвратительным, как это казалось совсем недавно. До 1905 года на месте нынешнего грязного мегаполиса располагалась деревушка с романтическим названием Манда, к которому европейские колонисты Северной Родезии добавили "Хиллс", и стало место сие называться Манда Хиллс (Manda Hills). От Ливингстона , выполнявшего роль столицы Родезии, протянули железнодорожную ветку, и будущая Лусака начала свой стремительный рост, уже к 1935 году став главным политико-экономическим центром этой британской колонии. В 1964 году, сразу же после провозглашения независимости Замбии, Лусака стала ее полноценной столицей. Город Лусака – это результат мучительного поиска собственного пути, который прошли все народы Африки или который им еще предстоит пройти: зажатые между традициями и современностью, между зависимостью и собственными инициативами, между оккупацией и колониальными хозяевами, социалистической независимостью и демократией. Лусака относится, как и все африканские города, к "настоящей Африке", ибо не только природа и дикие территории определяют сегодня силу, энергию и особенности Черного континента. Рынки Лусаки представляют собой хаос, подобный движению в пчелиных ульях. Тысячи рыночных прилавков, рестораны, парикмахерские, торговцы рыбой, продавцы фруктов, передвижные лотки и всевозможные кушанья. Коллекции одежды секонд-хэнд, которая поступает сюда из Европы и США, с удовольствием покупают не только местные жители, но и западные туристы. За последние годы Лусака изменилась до неузнаваемости. Во время прогулок по городу сразу можно заметить большое количество совершенно новых магазинов, а также огромное количество строительных площадок. Идет реставрация старых исторических зданий, рядом сооружаются новые дома и комплексы. В городе появился свой университет, который открывает широкие перспективы перед всей страной. Теперь замбийские студенты не имеют необходимости отправляться за знаниями в другие страны, их можно получить и на родине. Со всеми новшествами и изменениями город представляет собой наглядный пример, какие возможности несет с собой экономическая свобода. Но, несмотря на активную приватизацию и все экономические усилия и инициативы, Замбия продолжает оставаться одной из наиболее бедных стран в мире. Лусака на своих 70 квадратных километрах наглядно показывает все проблемы этого африканского государства: после провозглашения независимости население города увеличилось почти втрое и продолжает расти изо дня в день, потому что по-прежнему многие замбийцы отправляются в поисках работы и пропитания в свою столицу. Никакого контроля за таким массовым наплывом людей не ведется, по причине чего город испытывает проблемы с перенаселением. И действительно, Лусака является одним из наиболее быстрорастущих городов в мире. Увеличение территории города происходит без всякого плана, мегаполис прирастает высотными домами, пригородами и трущобами совершенно спонтанно. Чрезвычайным преимуществом Лусаки представляется ее замечательный климат: лето здесь теплое и солнечное, ветра приносят в город освежающую прохладу, а зимы с температурами между 10 и 26 градусами Цельсия тоже представляются весьма мягкими. Влажность же воздуха не превышает 40%. В дополнение к климатическим соблазнам, Лусака готова предложить своим гостям сравнительно широкую палитру гостиниц практически на любой кошелек. Кроме того, столица со своим городским аэропортом является важным транспортным узлом в этой части Африки и, благодаря своему расположению, представляется отличным исходным пунктом для путешествий по Замбии и соседним странам. Столица Замбии не былa и вряд ли когда-либо станет туристическим центром. Это типично африканский 3,5 миллионный город, напоминающий безмерно разросшуюся деревню с одной-единственной главной улицей где полтора десятка явно "советских" высотных зданий, часть из которых еще и заброшена. И вокруг - трущобы городской нищеты, пребывание в которых не только необязательно, но еще и категорически опасно. Гуляя по центральной улице Лусаки, носящей название "Cairo road", можно угадать исторические вехи молодого государства еще до того, как вы прочитаете его историю. В центре Лусаки расположено исторические здание отеля Lusaka, построенное в 1912 году, и получившее свое нынешнее название в 1926 году. В те годы население города составляло всего лишь 2300 человек, треть из которых составляли европейцы. Это приятное колониальное здание стояло посреди зеленеющих парков, и ничто не нарушало степенного ритма жизни его обитателей. Здание национальной ассамблеи и Национальный музей Замбии. Это не просто дом, а национальный музей государства, казалось бы эпицентр гордости замбийцев и магнит для туристов - окружен корявым ржавым забором, за которым поросший бурьяном и заваленный мусором пустырь. Кран, по словам местных, стоит уже много лет. А вдруг надумают достроить что-то? Пусть уже лучше остается, решили городские мужи, забросив в начале 90-ых и стройку и кран, ибо оплачивать все это стало некому - СССР почил в бозе. Неподалеку от Национальной ассамблеи расположен монумент свободе и независимости. Монумент свободы отражает чрезвычайно сложную ситуацию, сложившуюся в Африке в 60-70 годы ушедшего XX века. Колониальные империи британцев, французов и португальцев стремительно рушились, и высвободившиеся народы Африки стремительно бросались делить землю и имущество, оставшееся от белых. Замбийский лидер в те годы, Кеннет Каунда, надо отдать ему должное, сделал все во имя сохранение целостности Замбии, и не допустил никаких межплеменных распрей. Далось это непростой ценой, ибо Замбия превратилась в проходной двор и базу для оппозиций всех мастей и народностей. Именно с территории Замбии действовали отряды Чимуренги против белого руководства Южной Родезии, руководимые нынешним президентом Зимбабве, Робертом Мугабе. Кроме того, под давлением советского блока, Каунда позволил повстанческим движениям Анголы, Мозамбика и ЮАР использовать территорию Замбии. Это не могло не сказаться на отношениях этой страны со своими соседями. Замбия, географически не имеющая выхода к морю, и к началу 70-ых годов окончательно испортившая отношения со всеми своими соседями, столкнулась с необходимостью искать выход в во внешний мир. Граница с Родезией была закрыта, ЮАР закрыла границу для замбийских товаров и потребовала изгнания с территории Замбии АНК, чей лидер, Нельсон Мандела, стал позднее первым черным президентом ЮАР. Отношения с Конго были плохими, в Анголе шла война. В итоге при помощи китайцев началось строительство железной дороги Tazara, ведущей из Лусаки в танзанийский Дар-Эс-Салам, что на берегу Индийского океана. Блокада была прорвана, а туристы по сей день имеют возможность прокатиться через весь юг Африки на поезде. Если, конечно, вас не смущает провести в вагоне от 2 до 6 дней, в зависимости от вашей кармы и технического состояния древних локомотивов. Железнодорожный вокзал Лусаки пусть не вселяет в вас романтические мысли на тему транс-африканского турне в стиле хемингуэевских "Снегов Килиманджаро". Дело в том, что вокзал Лусаки порождает лишь два пассажирских поезда в неделю в Ливингстон, ездить на которых не рекомендуют сами же кассиры (которые появляются в здании вокзала исключительно в день отправления поездов). Просто состояние путей и подвижного состава таково, что даже четко следуя расписанию вы при самом идеальном раскладе преодолеете 470 км пути до Ливингстона за 18 часов. Для сравнения, вполне цивильные автобусы, отправляющиеся каждый час с автостанции, расположенной аккурат напротив вокзала, доставит вас в Ливингстон всего за 7-8 часов.
|
|||||
|