страны отели описание статьи новости события статьи интересное природа культура музеи история события кафе кухня напитки транспорт фотографии путешествия экскурсии события животные цветы музеи, выставки усадьбы, парки рассказы контакты

Рассказы | Россия | Путешествия | По Паньгоме в Белое море

По Паньгоме в Белое море

Каждый год мы с друзьями отправляемся в байдарочный поход на три недели. В этот раз составили маршрут так, что бы успеть буквально все - посмотреть Соловки, пройти по порожистой реке Паньгома и провести несколько дней на Белом море. Собралось нас 6 человек на трех лодках. Билеты на поезд Москва-Мурманск были куплены заранее. Собрались и погрузились в поезд мы, как ни странно, без приключений. А то у нас был случай, хорошо, что в Подмосковье ходили, когда ребята забыли половину байдарки!

Доехали до Кеми тоже без приключений, выходили на каждой большой стоянке и отлавливали бабушек с пирожками. Кстати, пирожки продавали на любой вкус: с ягодами, капустой, картошкой, рыбой. В Кемь поезд пришел где-то в 3 утра. Узнав, что автобус до пристани будет только пол седьмого, мы оставили вещи в камере хранения и отправились гулять по городу. Благо ночи белые, можно спокойно гулять, может быть не совсем как днем, но как примерно в 9-10 вечера в летний день в Москве. Кемь - небольшой город, но очень живописный, многие дома стоят прямо на скалах. Немного погуляв, мы вернулись на вокзал, откуда автобус довез нас до пристани. С которой небольшим катером, рассчитанным на 30-40 человек, мы отправились на Соловки.

Весь путь занял чуть меньше 3 часов. Хотя было достаточно тепло, когда мы вышли в открытое море, подул ветер и многие пассажиры ушли греться в трюм, на палубе остались только самые стойкие. Надо сказать, что они были вознаграждены за это: вдруг прямо возле катера из воды выглянула морда тюленя. Он в течение нескольких секунд с любопытством смотрел на катер, а потом скрылся в глубине. На этом наши встречи с жителями Белого моря не закончились. И хотя тюленей мы уже не видели, зато то и дело из воды показывались спины китов.

Когда вновь появились чайки, стало понятно, что скоро наше плавание подойдет к завершению. Я с любопытством вглядывалась в показавшийся далеко на горизонте остров. Монастырь производит сильное впечатление - издалека кажется, что он вырастает прямо из моря. Вблизи монастырь оказался еще более внушительным. Его стены выложены из неотесанных валунов, скрепленных известковым раствором. Пространство между ними заполнено небольшими булыжниками и кирпичами. Кое-где стены поросли мхом и растениями. В монастырь можно пройти совершенно свободно. Во внутренние помещения можно пройти только с экскурсией или групповодом. Мы решили, что лучше походить с групповодом, получше все рассмотреть. Нас провели по всем внутренним помещениям монастыря, немного рассказали об их назначении. Больше всего запомнилась мельница. Она в настоящий момент действует естественно, зерно на ней уже не молят, но механизм работает. Разумеется, нельзя обойти и каменные мешки - небольшие помещения площадью примерно 8 м. Вдоволь нагулявшись по монастырю и налазившись по стенам, мы решили посмотреть лабиринты. Они расположены в 10 минутах ходьбы от монастыря на берегу моря. Они выложены на земле из камней, так что заблудиться в них проблематично, но походить интересно. Поскольку на знакомство с Соловками мы отвели только один день (конечно, это очень мало, там надо жить минимум неделю), пришлось возвращаться на пристань, что бы уехать вечерним катером.

Рядом с пристанью расположилась небольшая ярмарка, где мы дружно закупили сувениры. Что порадовало больше всего - сувениры были исключительно местные. Не было разных безделушек, которые можно купить в любом московском переходе.

Вернувшись в Кемь, мы договорились, что нас забросят на пазике до реки, забрали из камеры хранения свои вещи и пошли за недостающими продуктами. Скупив в ближайшем магазине весь имевшийся там запас хлеба, погрузились в пазик и поехали на реку. Через полтора часа мы были на месте. Поскольку время было позднее мы решили поесть и лечь спать. А на следующее утро собрали лодки, упаковали вещи в гидро-мешки и отправились в путь.

Река Паньгома относится к третьей категории сложности с элементами 4-й и 5-й. В этом году нам не совсем повезло - воды в реке было мало. Из-за чего обнажились мели, шиверы (каменная мель с перепадом высоты, вследствие чего идет быстрое течение). Они встречались практически за каждым поворотом, поэтому я сразу расскажу о них, и в дальнейшем не буду останавливаться на их перечислении. Тактика прохождения была отработана: видим шиверу, смотрим куда идет основная струя воды и идем по ней так, что бы не налететь на обливники, как правило далеко продвинуться не удавалось и лодка садилась на камень. Если не получалось быстро спихнуться с камня приходилось выскакивать из лодки (за счет этого она становиться легче и сидит не так глубоко) и какое-то время идти рядом с ней, пока не станет достаточно глубоко. После этого снова ищется основной слив, и все начинается с начала. Прохождение шивер - достаточно утомительное занятие, особенно если учесть, что они встречаются за каждым поворотом и некоторые тянутся по 500 м и более. После того, как шивера пройдена, мы внимательно смотрим сколько в лодке воды. Если ее достаточно много, вычисляется могла ли она натечь с сапог при посадках в лодку или захлестнуть за борт при очередном сидении на камнях. Если в принципе могла и ее количество остается неизменным - все нормально, она просто вычерпывается. А вот если она достаточно быстро прибывает… После прохождения одной из шивер я увидела как из борта просто хлещет струя воды, пришлось причаливать к берегу. Дырка оказалась размером с пятикопеечную монету. Мы ее быстро заклеили и отправились дальше. Надо сказать, что, не смотря на низкий уровень воды, мы прошли без серьезных потерь. Естественно клеиться приходилось прочти на каждой стоянке, но чаще всего в профилактических целях заклеивали потертости. Еще одна опасность заключается в том, что на сильном потоке воды лодку может развернуть. Если разворачивает кормой вперед - это пол беды, более опасно, если лодку разворачивает лагом (боком), тогда ее может перевернуть. Идем мы как-то по шивере, а впереди поперек реки лодка стоит, рядом - наши ребята, лодка наклонена градусов на 45 и в нее через борт вода заливает. К счастью, ребята ее быстро выровняли и сумели дойти до берега, чтобы вылить воду.

Не все пороги, встретившиеся нам, проходимы для байдарок, да и вода (как я уже упоминала) стояла низко, так что часть порогов пришлось обносить.

Несколько дней мы простояли на Рог озере. Это очень красивое, живописное озеро. Река не задолго до него и некоторое время после покрыта лилиями. Лилии совсем маленькие, самая большая - 5-7 см. в диаметре. Само озеро достаточно мелкое с песчаными пляжами. На стоянке, где мы остановились, была баня, и мы решили там попариться. Подобных бань много на стоянках в Карелии. Она делается следующим образом: складывается из камней печь (каменка), над ней делается каркас из жердей (он может быть разного размера, в зависимости от количества человек, на которое рассчитана баня). Потом в течение нескольких часов каменка постоянно топится, пока камни не раскаляться. После этого надо дождаться пока остынут угли, как правило, это происходит достаточно быстро, и замотать каркас полиэтиленом со всех сторон. И вот баня готова. После нее очень приятно окунуться в озере!

Через несколько дней после Рог озера мы подошли к Матвей порогу. Решили сделать там еще одну дневку, пособирать чернику. На следующий день встали с утра по раньше, переплыли на байдарке на другой берег и отправились на ягельник за черникой. Ягельник представлял собой небольшую каменистую возвышенность, поросшую ягелем, черникой. Черника была крупной, собиралась легко и через 3 часа, собрав достаточное количество, я вернулась в лагерь. Через некоторое время появился Петя с тремя огромными оленьими рогами. Естественно, ему все обзавидовались и снова поехали на тот берег, на этот раз за рогами. Однако, сколько не ходили, найти удалось еще только один рог. А из собранной мной черники удалось сварить 2 двух литровых бутылки варенья! Ну а вечером мы пошли купаться в "джакузи" - на порог. Сам порог относится к пятой категории сложности (для байдарок - высшая). Он состоит из нескольких ступеней и надо было очень аккуратно пройти на одну из них и сесть под струю воды. Непередаваемые ощущения! Вода лилась с большой скоростью так, что стоять было не возможно, вода просто сбивала с ног, поэтому до "сидения" приходилось добираться на четвереньках, но это того стоило!

А на следующий день мы прошли этот порог на байдарках! Как я уже упоминала, он состоит из нескольких ступеней, причем сливы очень узкие и расположены не друг под другом, так что, пройдя одну ступень, надо успеть развернуться и попасть в следующий слив. Пришлось на верхней ступени ставить сигнальщика - человека, который подсказывает, с какой стороны од камней идти. Под его чутким руководством мы достаточно благополучно слились с первой ступени порога, но впереди было еще 2, и там он уже не мог нам помочь. К счастью, их мы тоже прошли без приключений.

Через несколько дней пути и несчитанное количество шивер и небольших порогов, мы подошли к морю, впереди было последнее препятствие - морской порог (четвертая категория). Благополучно пройдя его, длиннющую шиверу, а так же с десяток сетей, расставленных местными жителями, мы наконец-то оказались в Белом море. В этот день далеко по морю мы не пошли, встали на одном из островов. Наверно мало кто задумывается над основной проблемой, встающей перед путешествующими по морю - отсутствием пресной воды. Мы с ней столкнулись сразу же. К счастью у нас были 2 десятилитровые канистры для воды, с которыми наши ребята и отправились на байдарке к реке.

Белое море в полной мере дало нам возможность оценить его суровую красоту - скалистые берега, поросшие соснами, низкое, затянутое тучами, небо, пронизывающий ветер… К середине дня погода разгулялась, выглянуло солнышко. Естественно, все полезли купаться, нельзя же побывать на море и не окунуться! А ближе к вечеру, когда наступил штиль, мы отправились дальше по морю (естественно, предварительно запасшись водой). Не посередине открытого моря, разумеется. Суда у нас не очень большие, не морской класс, так что идти пришлось только на небольшом удалении от берега.

А рядом со стоянкой оказалось морошечное болото. Морошка - это ягода, напоминающая по внешнему виду малину или ежевику, но растет не на кустах, а как, к примеру, клубника, и размером тоже с небольшую клубнику. Вкус у нее совершенно неповторимый, я даже не могу как-то его описать, скажу лишь, что это одна из моих самых любимых ягод. Надо сказать, что Карелия очень богата ягодами, грибами, рыбой. Приходишь на стоянку и не знаешь, куда ставить палатку - кругом черника, порой приходится ставиться прямо на нее. Каждый день по утрам мы ели ягоды с кашей (не путайте с кашей с ягодами). Мы собирали чернику, морошку, голубику. Бруснику и клюкву мы не застали - они поспевают немного позже. Только у меня получилось 2 двух литровых бутылки черники, 2 - голубики и 5 литровая бадья с морошкой. А грибы! Мы постоянно ели грибной суп, жарили их. Однажды набрали столько грибов, что у нас получился не суп с грибами, а грибы с супом. Однако возвращаюсь к повествованию.

На следующий ходовой день мы ушли дальше в море. Когда мы проходили в небольшом проливе между островами, можно было увидеть дно. Каково же было мое удивление, когда я увидела на дне большую группу морских звезд! Такие группы встречались нам потом не один раз. Некоторые из них состояли из нескольких десятков звезд разных размеров, самые маленькие были размером примерно в 5-7 см. А ближе к поверхности воды (иногда и на поверхности) плавали медузы. Потрясающее ощущение, когда идешь на байдарке через "стаю" медуз, стараясь не задеть их веслом, а внизу, на дне - морские звезды!

Как только выходишь в Белое море сразу сталкиваешься с ламинарией (морской капустой), в отлив весь берег просто желтеет (за счет желтоватых "воздушных мешочков", позволяющих водоросли держаться ближе к поверхности воды). Кстати, с приливами и отливами связана достаточно забавная история. Когда мы собирались в путь, один экипаж погрузился быстрее остальных, и пока остальные собирались и таскали вещи, они сидели и ждали. В итоге, когда надо было отчаливать, оказалось, что их лодка стоит на некотором расстоянии от кромки воды! Пришлось спихивать их лодку совместными усилиями.

Жалко было расставаться с морем, но пришлось, дошли мы до небольшой речки, поднялись по ней примерно за 1,5 км до станции Кузема. Обнаружили, что поезд, на который можно взять билеты будет только в 9 утра, так что ночевать пришлось на вокзале. Выписка билетов началась только часа в 2 ночи. Поскольку станция не оборудована компьютером, кассиру пришлось выписывать билеты вручную. Погрузиться в поезд без приключений мы, конечно, не могли! Рассчитав примерно, где будет наш вагон, мы перетащили туда вещи, однако расчет оказался весьма приблизительным, и нам пришлось тащить вещи еще вагона два. К счастью в поезд грузились и другие группы, так что у нас было на это время. Доехали до Москвы уже спокойно, без особых приключений.

Филиппова Елена

 

Информация размещена на сайте Натива.ру

Путешествия. Россия

Наследие Воронежской земли. Пещерные монастыри

Наследие Воронежской земли. Пещерные монастыри Широкая дорога ведет вниз и скоро с обеих сторон нас обступают меловые склоны. За ветками деревьев просматриваются золотые купола, закрепленные на меловом столбе, такие столбы здесь называют дивами. Чуть ниже появляется ансамбль...

Наследие Воронежской земли. Воронеж

Наследие Воронежской земли. Воронеж Воронеж принял нас на ночлег в уютных номерах отеля Азимут. Разноцветные огни за окнами звали на улицу. Отель находится в центре, и прогулка предвещала увлекательное знакомство с городом. Подсветка создавала в архитектуре...

Наследие Воронежской земли. Усадьбы

Наследие Воронежской земли. Усадьбы В селе Новоживотинное за воротами дворянской усадьбы XVIII века нас встречает самый известный потомок рода Веневитиновых - Дмитрий, удобно расположившись на пьедестале, небрежно отстранив цилиндр и трость.

Все рассказы по России

Не выпустить дух театра

Не выпустить дух театра С чего начинается театр? Говорят, что с вешалки. Но может быть со стен, крыши, зрительного зала и грим уборных? А может, все-таки, с его духа? В Малом театре существует поверье, в которое свято верит его художественный руководитель Юлий Соломин...

Экскурсия в аэропорт Шереметьево

Экскурсия в аэропорт Шереметьево Вскоре показались наземные постройки и самолеты. Первая остановка "Шереметьево 1" - начальная точка знаменитого воздушного порта. Забор, отделяющий экскурсантов от взлетного поля, не препятствовал рассматривать известное круглое здание...

Выходной день в Звездном городке

Выходной день в Звездном городке Увидеть своими глазами мировой центр подготовки космонавтов хотелось давно. А здесь представилась возможность прибыть в Звездный городок на паровозе. Заманчиво совершить две экскурсии за один день: познакомиться с историей паровозов и побывать в космических лабораториях.

Путешествия

Норвегия
Сёрфинг среди льда

Сёрфинг среди льда Фотограф и сёрфингист Крис Бёркард рассказывает о путешествиях к ледяным морям, о своих поисках смысла жизни и идеальных волн. Глядя на фотографию, на которой запечатлены эмоции Криса, её автор заново испытывает все пережитое, буквально кожей ощущая пронизывающий холод Арктики.

Абхазия
Сероводородный источник в Кындги, Абхазия

Сероводородный источник в Кындги, Абхазия Сероводородных источников в Абхазии много. Больше всего их на востоке страны. Миновав Сухум, наш автобус уверенно двинулся в село Кындги. Горы отступили от Черного моря, предоставив место чайным кустам и мандариновым плантациям.

Тунис
Тунис - страна сказок

Тунис - страна сказок Тунис - волшебная страна, полная мавританской экзотики и близкая нам не только территориально (3-4 часа на самолёте), но и своими традициями, радушием и историей. Притягательность Туниса в девственной красоте оазисов, в очаровании удивительных...

 
 

Наверх

По Паньгоме в Белое море Информация с сайта Натива.ру 2008-2023