|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
|
События | Россия | Выставки | Классическое искусство исламского мира IX–XIX веков Классическое искусство исламского мира IX–XIX веков2013-02-20 - 2013-05-26. ГМИИ им. А.С.Пушкина, отдел личных коллекций, Москва ![]() ГМИИ им А.С. Пушкина представляет выставку произведений классического исламского искусства IX-XIX веков из собрания Фонда Марджани. Это первая демонстрация коллекции, насчитывающей сотни произведений. Специально для выставки было отобрано 99 шедевров мирового значения по числу прекрасных имен Всевышнего, перечисляемых мусульманами в молитвах. Подобно именам Создателя произведения мусульманского искусства отражают истинную красоту, созерцание которой приближает человека к Богу. Три раздела выставки соответствуют основным историческим эпохам: от рождения ислама до монгольского нашествия, время Чингисидов, постмонгольский период. В первом разделе представлены произведения из коренных областей исламского мира – Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии, созданные мастерами арабского, персидского, тюркского происхождения. Эти изделия представляют наивысшие технологические достижения эпохи - двуслойное и резное стекло, роспись люстром и эмалевыми (минаи) красками по глазурованной керамике, инкрустацию по металлу. Одним из шедевров этой части экспозиции является великолепная чаша, изготовленная в Сирии в конце X –- начале XI века из стекла и золотой фольги. Это - один из четырех почти целых двуслойных стеклянных сосудов, сохранившихся в мире до нашего времени. На дне чаши помещена надпись почерком «цветущий» куфи, гласящая: «Власть принадлежит Богу». Загадку для исследователей представляет как технология изготовления чаши, явно отличная от римских изделий доисламской поры, так и место, и время ее производства. Ученые считают, что все известные сосуды в этой технике были созданы лишь в одной мастерской, работавшей в Сирии в конце X – начале XI века. Оттуда эти великолепные изделия доставляли в Каир – столицу Фатимидской империи, а также в Иран и даже на Дальний Восток, где роскошное стекло ценилось высоко, так как Китай не имел собственной развитой традиции стеклоделия. В этом разделе также представлены керамические чаши с изображениями людей и животных, каллиграфическими надписями, изготовленные в Ираке, Восточном Иране и Средней Азии в IX-X веках, бронзовые курильницы, листы Коранов и другие произведения. Второй раздел выставки соотносится с гораздо большим географическим пространством: от Китая до степей Восточной Европы. Искусство Монгольской империи было единым на этой огромной территории. Хотя монголы времени Чингисхана не были мусульманами, но в их мастерских бок о бок с представителями иных религий работали мастера со всего исламского мира. Позднее три из четырех монгольских династий, поделивших между собой огромную империю после смерти ее основателя, приняли ислам. Этот раздел выставки дополнен несколькими артефактами более раннего времени, свидетельствующими о том, что задолго до Чингисхана изделия мусульманских ремесленников по Великому шелковому пути проникали в глубинные районы Евразии, где пользовались популярностью среди местной элиты и часто становились объектом для подражания. Среди уникальных экспонатов, представленных в этом разделе, обращает на себя внимание бокка (головной убор замужней монгольской женщины) из златотканого шелка на каркасе из бересты, изготовленная в конце XIII-XIV веков на территории империи Юань. Здесь же представлен и уникальный поясной набор, выполненный в Китае в конце XIV- начале XV веков и декорированный перегородчатой эмалью. Набор, состоящий из 27 предметов, относится к китайской художественной традиции, изделия которой проникли на Средний Восток, благодаря монголам. Специалисты признают этот пояс самым ранним китайским изделием в технике перегородчатой эмали, известным на сегодняшний день. Третий раздел составляют произведения дворцовых мастерских более поздних мусульманских правителей – Мамлюков (1250–1517), Османов (1281–1924), Тимуридов (1370–1507), Шейбанидов (1500–1598), Сефевидов (1501–1722), Каджаров (1779–1925). Наиболее широко в нем представлены рукописи, миниатюры, текстиль – изделия, снискавшие для мусульманского искусства мировую славу. Это, например, 11 листов из рукописи Корана, созданного в Иране в 1430-1440-е годы. Особенностью данного списка является цветная бумага, на которой он выполнен. Каждый лист с одной стороны содержит (помимо текста) какое-либо изображение, выполненное тонкими золотыми линиями и покрытое крупным золотым крапом, с другой – исключительно текст. Настоящий манускрипт – единственный известный на данный момент в мусульманском искусстве список Корана, содержащий образы живых существ. Строки священного текста написаны в нем прямо поверх крупных изображений птиц. Традиционно считалось, что на такие изображения распространялся запрет. Однако данная рукопись опровергает это предубеждение. Вероятно, вопрос о фигуративности в искусстве выпал из поля зрения придворных богословов Шахруха, унаследовавшего трон Тимура. Не менее уникальна и рукопись из манускрипта «Четки праведных» Джами, который был создан в Иране в 1530-е годы. Это один из редчайших дошедших до наших дней манускриптов из библиотеки царевича Бахрам Мирзы – известного покровителя искусств, сына шаха Исмаила I (1501–1524) и брата шаха Тахмаспа I (1524–1576). Роскошно украшенный манускрипт содержит ряд миниатюр, подписанных художником Мир Афтабом. Это новое имя, до сих пор не отмечавшееся специалистами ни в письменных источниках, ни на других иранских миниатюрах XVI века, безусловно, принадлежит выдающемуся мастеру сефевидской эпохи. Его манера заметно отличается от стиля художников, трудившихся при сефевидском дворе, работы которых тоже включены в данную рукопись. Вероятно, Мир Афтаб был одним из гератских художников, продолживших художественную традицию, заложенную в этом городе при Тимуридах. Здесь также представлен иранский молитвенный ковер середины XVI века, на котором вытканы 99 имен Всевышнего, другие уникальные экспонаты. Фонд Марджани собрал большую и разнообразную коллекцию, насчитывающую ныне сотни произведений. Для выставки отобрано 99 шедевров классического мусульманского искусства мирового значения. Среди них есть уникальные экспонаты, представленные впервые, другие – наоборот, очень знамениты, и их уже не раз показывали широкой публике. По словам Президента Фонда Марджани Р.Р. Сулейманова, язык красоты понятен всем людям и служит мостом для взаимопонимания народов и культур. Выставка приглашает современного зрителя приобщиться к этой возвышенной гармонии, главным смыслом которой является любовь к Всевышнему. С 28 февраля по четвергам в 19-00 для публики пройдут встречи со специалистами по искусству и культуре ислама. Они расскажут о мире исламской миниатюры, искусстве каллиграфии, таинственных существах на узорах восточных ковров. Вход по билетам на выставку. Выставка проходит в отделе личных коллекций г. Москва, ул. Волхонка, 10 Источник: arts-museum.ru
![]()
|
новостиПочему туристам стоит ехать на Кавказ?Почему стоит купить GPS-трекер?Особенности работы медицинских компрессоровБлейд-сервер: достоинства и недостаткиКак общественный контроль сможет повысить безопасность на автодорогахвсе новости событияВыставки в Аптекарском огороде50-часовой танцевальный марафон в ритме танго в СудакеПарад трамваев в МосквеФестиваль Антоновские яблоки в ЕльцеГастрономическая неделя в Ярославлевсе события статьиПочему стоит провести отпуск на Кольском полуострове?Где поесть в Казани?Как выбрать местоположение отеля в Сочи?Топ-5 лыжероллерных трасс Москвы и областиКак туристам получить кэшбэквсе статьи
|
||||||||||||||||||||
|