страны отели бронирование описание статьи новости события статьи интересное природа культура музеи история события кафе кухня напитки транспорт фотографии путешествия экскурсии события животные цветы музеи, выставки усадьбы, парки рассказы контакты ссылки

Статьи | Босния и Герцеговина | История | Боснийский конфликт 1992-1995 гг. Дейтонские соглашения

Боснийский конфликт 1992-1995 гг. Дейтонские соглашения

После провала плана Венса-Оуэна начался новый этап в переговорном процессе - увеличилась роль США. Еще в 1991 году была выработана новая стратегия НАТО, где выдвигалась идея контроля над военно-политическими кризисами и управления ими. Если предотвратить кризис не удалось, тогда предусматривалось применение войск альянса, в том числе в регионах, выходящих за границы зоны влияния НАТО.

Вмешиваясь в боснийский конфликт, США провозгласили своей целью установление прочного, справедливого мира при сохранении единства территории Боснии и Герцеговины. Но это - официальное заявление, а основной задачей было увеличение сферы влияния, также надо было показать эффективность и необходимость НАТО в новых условиях. Когда основного противника - Советского Союза не стало, его надо было срочно заменить. Так что США старались сорвать переговоры (когда их ведет ЕС), чтобы все увидели, что европейцы не могут справиться с конфликтом без помощи Америки.

Однако не все страны, входящие в НАТО, были довольны такой политикой, в частности Франция. Тогда США, при финансовой поддержке транснациональных нефтяных корпораций (таких как "British Petroleum", "Agip", "Chevron", "Exxon"), перестроили НАТО, захватили руководство в крупных международных организациях. Так что теперь европейские страны полностью попали в фарватер американской внешней политики, а ООН могла только узаконить действия штатов.

В боснийском конфликте США тоже заняли антисербскую позицию. С этого момента давление на сербов перестает быть только политическим и экономическим и становится военным. Начинают разрабатываться планы воздушных ударов по территории боснийских сербов. На первом этапе они должны были наноситься только для подавления огневых позиций. На втором этапе планировали бомбить объекты инфраструктуры и снабжения. При этом для нанесения первого удара нужна была санкция генерального секретаря ООН и Совета НАТО, а для последующих - только Совета НАТО. Особенно усилились требования бомбардировок с февраля 1994 года, после взрыва на рынке Меркале в Сараево. По многим данным, это была провокация, устроенная мусульманами, но и ЕС и НАТО ухватились за очередной повод увеличить давление на сербскую сторону.

Чтобы изолировать сербов, США выдвинули новую идею - создание Мусульманско-хорватской федерации. Это было сделано в противовес не только сербам, но и хорватам, чтобы уменьшить немецкое влияние. Соглашение о МХФ было подписано в конце марта 1994 года в Вашингтоне между А. Изетбеговичем и Ф. Тужманом. Как и рассчитывали на западе, боснийские сербы отказались присоединиться к этому договору.

А с апреля начинаются бомбардировки сербских позиций. Решение о них принимал командующий силами ООН, а реализовывали силы НАТО, причем это проходило без консультаций с российской стороной.

Для боснийских сербов ситуация осложнилась тем, что увеличились разногласия между военным и политическим руководством Республики Сербской. Дело дошло до того, что Р. Караджич фактически устранил Р. Младича от командования, подчинив себе генеральный штаб РС. Многие военные восприняли этот шаг, как предательство интересов сербов. Р. Младич отказался уйти с должности командующего, это привело в некоторых частях к установлению двоевластия. Борьбой в руководстве боснийских сербов воспользовались их противники: хорваты провели успешную операцию по захвату территории Сербской Краины; НАТО уничтожило центры связи, системы ПВО и другие объекты РС; объединенные мусульманско-хорватские силы предприняли наступление в западной части страны, захватив и традиционно сербские районы.

Одновременно с этим не прекращались попытки мирного урегулирования конфликта. Продолжается переговорный процесс: работает Контактная группа по Боснии и Герцеговине в составе России, США, Германии, Франции, Великобритании, но их деятельность не приводит к какому-либо положительному результату. Поскольку ни ООН, ни ЕС не смогли добиться успеха, инициативу окончательно перехватывают США. Под их эгидой и начинается новый этап переговоров.

Переговоры проходили на базе ВВС США в Дейтоне в ноябре 1995 года. В результате были достигнуты договоренности по территориальному разделению между РС и МХФ; военным аспектам урегулирования (развод войск, прекращение военных действий, размещение войск НАТО); вопросам государственного строительства.

Босния и Герцеговина, оставаясь единым государством, делилась на две части - МХФ и РС. Сербы получили 49% территории, хотя в то время владели 44%, мусульмане и хорваты - 51%. Сербы должны были отдать Горажде, оно соединялось с Сараево коридором, который контролировали международные силы. Сараево со всеми прилегающими к нему сербскими районами оставалось в мусульманской зоне. Кому принадлежит район Брчко должна была решить Арбитражная комиссия.

По новой конституции Босния и Герцеговина состоит из двух Образований - Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской; столицей осталось Сараево. Житель Боснии и Герцеговины может быть гражданином как Боснии и Герцеговины, так и Образований. Причем нигде не указывалось являются отношения между Образованиями федеративными, конфедеративными или какими-то другими. При этом Образования могут устанавливать особые параллельные отношения с соседними государствами, заключать соглашения с международными организациями. Они содержат гражданские правоохранительные учреждения, а также выполняют все правительственные функции, прямо не возложенные на государственные институты.

К ведению центрального правительства относятся: внешняя политика, внешняя торговля, денежно кредитная политика, финансирование институтов и международных обязательств Боснии и Герцеговины, иммиграционная политика, транспортное сообщение между Образованиями.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент - Парламентская ассамблея, состоящий из Палаты народов и Палаты представителей. Треть депутатов избирается от РС, две трети - от МХФ. Законы утверждаются обеими палатами; решения принимаются большинством голосов. Однако решение Парламентской ассамблеи может быть объявлено наносящим ущерб жизненным интересам боснийского, сербского или хорватского народов большинством боснийских, сербских или хорватских депутатов. Парламентская ассамблея отвечает за принятие законов, утверждение бюджета, ратификацию договоров.

Исполнительную власть осуществляет Президиум, состоящий из трех человек - боснийца, серба и хорвата, избирающихся непосредственно от территории Образований. Президиум отвечает за внешнюю политику, назначение послов, представление Боснии и Герцеговины в международных организациях, выполнение решений Парламентской ассамблеи.

Президиум назначает Председателя Совета министров, который в свою очередь назначает министров, при этом две трети из них должны быть от МХФ и одна треть - от РС. Совет министров занимается внешней политикой, внешней торговлей, денежно-кредитной политикой и тд.

За соблюдением конституции следит Конституционный суд. Он состоит из девяти человек: четырех выбирают от МХФ, двух - от РС, а остальных назначает Председатель Европейского суда по правам человека, причем они не должны быть гражданами Боснии и Герцеговины или любого соседнего государства.

Денежно-кредитную политику на всей территории Боснии и Герцеговины определяет Центральный банк. Его Совет управляющих состоит из трех членов, назначаемых Президиумом: два от МХФ (совместно имеющих один голос) и один от РС. Управляющий назначается МВФ и он не должен быть гражданином Боснии и Герцеговины или соседнего государства. Таким образом МВФ может не только контролировать финансовую политику Боснии и Герцеговины, но и влиять на нее.

Особенно неприятной для сербов была статья, по которой лица, обвиненные Международным трибуналом по бывшей Югославии, не могут занимать какие-либо административные, выборные или другие государственные должности на территории Боснии и Герцеговины. Это специально сделали для того, чтобы отстранить Р. Караджича, Р. Младича и других лидеров боснийских сербов от власти в республике. США надеялись таким образом переломить ситуацию в свою пользу, считая, что новое руководство займет менее жесткую позицию по отношению к Америке.

Главное место в договорах занимали военные аспекты урегулирования. Создавались многонациональные военные силы по выполнению Соглашений (СВС), в них могут входить подразделения стран - членов НАТО. По этому соглашению должны были прекратиться все военные действия, в течение 30 дней все силы должны быть выведены за четырехкилометровую зону разъединения; в течение 45 дней - с территории, передаваемой другому Образованию. За 120 дней стороны должны вывести все тяжелое вооружение в районы сбора, назначенные командующим СВС.

СВС получили широкие полномочия: они могли без разрешения сторон осуществлять любые действия, которые командующий сочтет необходимыми, включая применение военной силы.

Между Боснией и Герцеговиной и НАТО было подписано отдельное соглашение, по которому силы альянса фактически оккупировали страну. Они могли свободно передвигаться по территории Боснии и Герцеговины; расквартировываться, производить маневры, использовать любые районы и объекты (включая аэропорты, автомобильные дороги, порты) в своих целях. НАТО может модернизировать или изменять инфраструктуру Боснии и Герцеговины: дороги, системы коммунальных служб, мосты, здания и т.д. Государства, не являющиеся членами НАТО, но участвующие в Операции, пользуются такими же привилегиями. Причем персонал НАТО не платит ни налоги, ни таможенные пошлины.

Надо сказать, что большую роль в подписании договоров сыграл С. Милошевич, возглавлявший сербскую делегацию. Он занял про западную позицию, соглашался со всеми требованиями США, делал уступки по важнейшим вопросам. При этом он не только не обсуждал свои действия с делегацией РС, но и часто не ставил их в известность об этом до последнего момента. Запад конечно, оказывал на него сильное давление, угрожая восстановлением санкций против СРЮ. Однако С. Милошевич даже не пытался что-либо возразить. В результате боснийские сербы получили гораздо меньше того, на что могли рассчитывать, и что им было обещано. Сам С. Милошевич тоже лишился поддержки США, которые просто использовали его в своих интересах. Так что он оказался между двух огней: американцы продолжали считать его своим врагом, а боснийские сербы расценили его действия как предательство.

В целом боснийские сербы выступили против Дейтонских соглашений, но им не удалось отстоять свои требования. Они были недовольны тем, что и Сараево и Горажде оставались в мусульманской зоне. Сербы не получили выход к морю в районе Дубровника. Особые протесты вызвало то, что войска НАТО теперь имели право находиться на их территории. Однако, по сравнению с планом Венса-Оуэна, сербы имели некоторое преимущество: территория РС была консолидирована и имела общую границу с СРЮ. Кроме того отношения между Образованиями и центральным правительством носили неясный характер, что позволяло надеяться впоследствии на отделение от Боснии и Герцеговины.

Хорваты в общем добились своей цели. Не смотря на то, что Герцег-Босна была ликвидирована, и боснийские хорваты вошли в состав МХФ, на деле эта территория стала еще одной областью Хорватии.

Мусульмане остались недовольны итогами переговоров в Дейтоне. Им не удалось создать единое мусульманское государство: страна фактически разделилась на две части. Все время ухудшались отношения с хорватами внутри МХФ. Сам хорватско-мусульманский союз был навязан США, что не нравилось ни тем ни другим и делало его мало жизнеспособным.

С подписанием Дейтонских соглашений Германия - страна фактически санкционировавшая распад Югославии, увеличила сферу влияния на Балканах. В нее помимо Хорватии и Словении входит часть Боснии и Герцеговины, Косово, Черногория. Возможно, туда войдет и Сербия. ФРГ - один из основных членов НАТО, так что США, в какой-то мере, выгодно присутствие Германии на Балканах.

Однако, больше всех в этой ситуации выиграли США и НАТО. Соглашения были подписаны под прямым нажимом с их стороны. В результате НАТО увеличило свои полномочия и расширило зону влияния. США теперь могли вмешиваться в любой конфликт, они показали Европейским странам, что без их помощи они не справляются со своими проблемами. То чего США хотели, они получили. Однако провозглашенные ими цели достигнуты не были. Американцы заявляли о создании прочного, справедливого мира. Однако установленный ими мир не был прочным, Дейтонские соглашения полностью не удовлетворяли ни одну из сторон. Сербы, хорваты и мусульмане были вынуждены подписать их, но осталось большинство старых противоречий, к тому же к ним в ходе войны прибавились и новые. США и не задавались целью решить какие либо проблемы воюющих сторон, если они действовали в интересах одной из сторон, или удовлетворяли чьи-то требования, то только из-за того, что им самим это было выгодно. Американцы навязали мусульманам и хорватам объединение в МХФ, что не нравилось ни тем ни другим. Хорваты были недовольны самим фактом объединения, лишившим их возможности иметь свою территорию и выйти из состава Боснии и Герцеговины. Мусульманам не нравилось то, что в составе МХФ хорваты получили равные с ними права, а за счет выделения двух образований Босния и Герцеговина фактически разделилась на две части. Так что американцы, преследовавшие только свои интересы, не сделали мир ни прочным ни справедливым. Этот мир для всех сторон во многом был вынужденным и держался только за счет присутствующих в Боснии и Герцеговине международных миротворцев. Уже после подписания Дейтонских соглашений нарастают противоречия между хорватами и мусульманами, так что в Боснии и Герцеговине может начаться новый конфликт на этот раз внутри МХФ.

 

Информация размещена на сайте Натива.ру

История Боснии и Герцеговины

Боснийский конфликт 1992-1995 гг. Реализация Дейтонских соглашений

Дейтонские соглашения были призваны прекратить конфликт, установить мир, но на деле они привели к новой этнической чистке. Из-за передачи сербских районов Сараево мусульманам оттуда ушло более ста тысяч человек, причем они уходили, унося гробы близких...

Боснийский конфликт 1992-1995 гг. Дейтонские соглашения

После провала плана Венса-Оуэна начался новый этап в переговорном процессе - увеличилась роль США. Еще в 1991 году была выработана новая стратегия НАТО, где выдвигалась идея контроля над военно-политическими кризисами и управления ими...

Боснийский конфликт 1992-1995 гг. Неудача переговоров

Конфликтующими сторонами план Венса-Оуэна был принят неоднозначно. Сербы выступили против подписания плана. Хотя они и получили бы больше, чем хотели в марте 1992 г., но их территория была разделена, кантоны не граничили ни с Сербией, ни друг с другом...

Все статьи по Боснии и Герцеговине

История

Япония
Вако - японские пираты

Вако японские пираты Вако терроризировали берега Кореи и Китая, начиная с XIII века, и первоначально состояли в основном из военных, ронинов, торговцев и японских контрабандистов. Спустя два века, правда, произошёл значительный перевес в сторону китайцев.

Израиль
Израильская кухня

Израильская кухня Традиционная израильская кухня является частью средиземноморской кухни, поэтому в ней встречается обилие овощей и фруктов, оливкового масла, зелени, рыбы и бобовых. Как считают многие израильтяне понятие «израильская кухня» только зарождается...

Болгария
Оборона Шипки

Оборона Шипки В начале 1878 года была завершена оборона Шипки - один из ключевых и наиболее знаменитых эпизодов в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Оборона Шипки сковала значительные силы турецкой армии и обеспечила русским войскам наиболее короткий путь наступления на Константинополь.

Наверх

Боснийский конфликт 1992-1995 гг. Дейтонские соглашения Информация с сайта Натива.ру 2008-2016