страны отели описание статьи новости события статьи интересное природа культура музеи история события кафе кухня напитки транспорт фотографии путешествия экскурсии события животные цветы музеи, выставки усадьбы, парки рассказы контакты

Статьи | Босния и Герцеговина | История | Боснийский конфликт 1992-1995. Начало конфликта

Боснийский конфликт 1992-1995. Начало конфликта

Политика лидеров национальных движений республик, входивших в состав СФРЮ, руководствовавшихся формулой одна нация - одно государство и одно государство для каждой нации, привела к тому, что межэтнические проблемы вышли на первый план. Однако, для руководителей различных партий переход к национализму во многом был связан с борьбой за власть. Особенно сложной была ситуация в Боснии и Герцеговине: там в конфликте участвовало три народа: сербы, хорваты и мусульмане. Кроме того, они жили не отдельными анклавами, а были сильно перемешаны. Мусульмане жили в экономически более развитых областях и городах, а сербы и хорваты в более отсталых. Сербы занимали территорию в западной, северо-западной Боснии и восточной Герцеговине, а в восточной и части центральной Боснии сербское население сильно перемешано с мусульманским. Мусульмане преобладали в центральной Боснии (в ее восточной и северо-восточной частях смешаны с сербами, а в западной и юго-восточной - с хорватами), в восточной Боснии (смешаны с сербами), в части западной Боснии (на территории сербской Боснийской Краины), в части северной Боснии (смешаны с сербами и хорватами), в низменной части Герцеговины, в долине реки Неретвы. Хорваты компактно живут в западной Герцеговине (в районе Дубровника), так же они есть в центральной Боснии (смешаны с мусульманами), в северной и западной Боснии (смешаны с сербами). В целом, по переписи 1991 года, мусульмане составили 43,7% населения Боснии и Герцеговины, сербы - 31,4%, хорваты - 17,3%, 5,5% самоопределились как югославы.

При этом сербы составляли большинство населения на 53,3% территории республики. Таким образом, ни один народ не составлял большинства населения, кроме того, из-за сильной перемешанности, не возможно было какому-либо народу консолидировать свою территорию, чтобы отделится от Боснии и Герцеговины. Поэтому, во время вооруженного конфликта, стороны начинают захватывать территорию, проводят на ней этнические чистки, чтобы добиться национальной однородности.

Национальное размежевание началось еще на парламентских выборах 1990 г. Их результат очень точно отразил расклад сил в республике: Мусульманская Партия Демократических Действий получила 86 мест, Сербская Демократическая Партия - 72, Хорватское Демократическое Содружество - 44. Было создано коалиционное правительство, а председателем президиума стал лидер ПДД - А. Изетбегович. Он еще в 1970 г. выдвинул идею создания мусульманского государства. Он считал, что прогресс западного образца - это искусственный процесс для исламского мира и он не может привести к конструктивным изменениям. Поэтому нужно сформировать новую интелегенцию, которая была бы исламской по духу и образу мыслей, и с ее помощью установить исламский порядок, включающий два функциональных понятия: исламское общество и исламское правительство. Главной функцией исламского порядка стало стремление объединить всех мусульман и мусульманские общности. Это означает борьбу за создание Исламской федерации от Марокко до Индонезии. Исламский порядок может быть установлен только в тех странах, где мусульмане составляют большинство населения. Не мусульманские меньшинства в мусульманском государстве пользуются свободой вероисповедания и государственной протекцией при условии соблюдения лояльности к режиму.

Борьба за создание исламского государства - это в первую очередь исламизация Косово, Санджака и самой территории Сербии. По мнению Изетбеговича территории, которые когда-либо находились в составе исламских государств (Османской империи), должны туда вернуться. На основе Декларации Изетбегович составил политическую программу, с которой его партия и пришла к власти. Реализацию программы планировалось провести в три этапа: осуществить в обществе духовную революцию; постепенно ввести шариатское законодательство; на последнем этапе должно было произойти объединение всех мусульман, или в крайнем случае создание конфедерации мусульманских стран. Не мусульмане, хотя и пользуются свободой вероисповедания, существенно ограничены в гражданских правах. Они не могут принимать участие в выборах главы государства; если они служат в армии, то не могут занимать высших командных должностей; разумеется, не мусульманин не может стать главой Боснии и Герцеговины.

Изетбегович, придя к власти, начинает действовать, руководствуясь этими положениями. Он повел политику на отделение от СФРЮ и создание мусульманского государства, причем сербам и хорватам отводилась роль национальных меньшинств. Это естественно вызвало недовольство как сербов, так и хорватов, тем более что мусульмане не составляли абсолютного большинства населения, а по конституции 1974 г. все три народа Боснии и Герцеговины считались государствообразующими, составляли общее народонаселение республики и были равноправными.

1 марта 1992 г. Босния и Герцеговина объявила о своей независимости. В знак протеста сербы покинули парламент и бойкотировали референдум о независимости, состоявшийся в конце февраля. Сербы выступали за единую Боснию и Герцеговину и были против выхода из СФРЮ. Однако, не смотря на бойкот, референдум состоялся: на него пришло чуть больше 60% населения и примерно 60% из них проголосовали за независимость Боснии и Герцеговины. Не согласившись с этим, сербы провозгласили создание Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины.

Хорваты тоже образовали свою республику - Герцег-Босну с центром в Мостаре. Мусульмане начали организовывать боевые отряды - "зеленые береты", позже объединенные в Патриотическую Лигу. Начинается противостояние, хотя до военного столкновения дело пока не доходит.

В этой обстановке совет министров ЕС 6 апреля 1992 г. принимает Декларацию о признании независимости Боснии и Герцеговины. В начале мая Босния и Герцеговина становится членом СБСЕ, а 22 мая - ООН. Надо отметить, что еще 17 декабря 1991 г. ЕС приняло Декларацию о критериях признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе. Там выдвигался ряд условий, только после выполнения которых новое государство может быть признано. По этой Декларации новое государство было обязано: уважать положение устава ООН и обязательства, принятые на основе Заключительного акта, принятого в Хельсинках и Парижской Хартии, особенно в вопросах правового государства, демократии и прав человека; гарантировать права этническим и национальным группам и меньшинствам; уважать нерушимость всех границ, которые могут быть изменены только мирным путем и при взаимном согласии; признать все соответствующие обязательства, относящиеся к разоружению и не распространению ядерного оружия, а также к безопасности и региональной стабильности; решить все проблемы, касающиеся правового наследия государств и региональных споров, путем переговоров. ЕС и входящие в него государства также требовали от каждой Югославской республики (до ее признания) принять твердые конституционные и политические гарантии отсутствия территориальных претензий к любой соседней стране, члену ЕС, и обязательства не вести враждебную пропаганду против любой соседней страны, члена ЕС.

Не смотря на то, что Босния и Герцеговина не выполнила большинство условий, ее независимость была признана. Это сделали из политических соображений, большую роль здесь сыграло давление Германии, игравшей главную роль в ЕС и стремившейся продемонстрировать новый после объединения статус. Внешнеполитические цели объединенной Германии сформулировал министр иностранных дел ФРГ Г.Д. Геншер, заявивший, что "немцам сейчас, более чем когда либо нужна территория… Мы хотим превратить центральную Европу в конгломерат малых государств полностью зависимых от Бонна… эти страны будут полностью зависеть от германского капитала и превратятся в марионеток этой великой силы…" Германия в Югославском конфликте преследовала цель вернуть контроль над северо-западной частью Балкан и северо-восточным побережьем Адриатического моря. При существовании единой Югославии было невозможно реализовать эти цели, т.к. СФРЮ всегда была противником немецкой экспансии на Балканах. Поэтому Германия оказывает поддержку сепаратистам, которые, если придут к власти, станут союзниками ФРГ и проводниками ее политики в Балканском регионе. Проводя свою политику Германия давит на страны ЕС с тем, чтобы они признали независимость Югославских республик. Ради того, чтобы сохранить единство ЕС его члены вынуждены пойти на признание Хорватии, Словении и Боснии и Герцеговины. Такая политика международного сообщества привела в Боснии и Герцеговине к войне, начавшейся уже 8 мая, через день после признания ее независимости.

Сербы выступали за сохранение Боснии и Герцеговины в составе СФРЮ, но т.к. этого не получилось, они стараются занять определенные территории с преимущественно сербским населением, отделится от мусульман и создать свое государство, чтобы в дальнейшем присоединится к СРЮ.

Для мусульман целью максимум было создание унитарного мусульманского государства, а в случае распада Боснии и Герцеговины, как можно больше расширить территорию и попытаться поднять на борьбу мусульман Санджака, Косово, Македонии, Черногории.

Хорваты также стремятся увеличить свою территорию и присоединить Герцег-Босну к Хорватии.

Для конфликта в Боснии и Герцеговине характерно сильное влияние международного фактора, на этом этапе в основном со стороны европейских и исламских стран и организаций, а США начинает активизировать политику не Балканах позже. В конфликт активно вмешивается Хорватия, помогая боснийским хорватам войсками и оружием. Мусульманам оказывали помощь исламские страны, они, не смотря на введенное 25 сентября 1991 г. эмбарго, поставляли им оружие (в основном через Хорватию). Сербам на первом этапе войны помогала Югославия (до введения санкций). Кроме того, сербы воспользовались оружием ЮНА, оставшимся на территории Боснии и Герцеговины. Это дало им значительное преимущество, позволило развернуть активные боевые действия и захватить большую территорию.

В целом, мировое сообщество заняло четко выраженную антисербскую позицию. Оно провозгласило сербов агрессором, хотя трудно говорить о какой-либо агрессии в условиях гражданской войны. Все действия носили явный антисербский и антиюгославский характер, так, сославшись на то, что СРЮ оказывает помощь боснийским сербам, ООН 30 мая 1992 г. вводит санкции против Югославии. Такая политика могла бы иметь место, если не была бы столь односторонней. Мировое сообщество закрывало глаза на то, что на стороне боснийских хорватов сражается хорватская армия, и не вводило ни каких санкций по отношению к Хорватии. Все конфликтующие стороны захватывали территорию и проводили этнические чистки, но во всем однозначно обвинили сербов, не смотря на то, что они пострадали от чисток даже больше, чем хорваты и мусульмане.

Балканы - традиционная сфера интересов России, но в Югославском кризисе она занимает довольно странную позицию: до начала 1992 г. выступает за сохранение СФРЮ, но не предпринимает самостоятельных шагов. Потом ее политика резко меняется и Россия, вслед за ЕС, признала независимость Словении, Хорватии и Боснии и Герцеговины. В дальнейшем она так и не смогла выработать самостоятельную позицию и следует в фарватере западной политики. Россия не определила свои внешнеполитические приоритеты на Балканах, она заявляет о стремлении к сотрудничеству с Западом. Однако, в результате это сотрудничество вылилось в полную потерю инициативы. Россия присоединяется ко всем антисербским мерам, голосуя за санкции, что позволило ей, по словам А. Козырева, попасть "впервые в истории в беспрецедентно благоприятное международное окружение в период тяжелейших внутренних испытаний. Конечно, внутриполитическая обстановка в России была сложной, но тем не менее было выгодней, в том числе и для международного престижа России, занять более взвешенную позицию. В итоге сербы оказались в полной политической и дипломатической изоляции.

Большую роль в формировании образа сербов - агрессоров сыграли средства массовой информации (в том числе и российские). Они вели настоящую информационную войну, обвиняя сербов во всех смертных грехах и призывая остановить сербскую агрессию. Это еще больше усилило позиции хорватов и мусульман в глазах мирового сообщества.

ООН пытается урегулировать конфликт, разрабатываются различные мирные планы. Причем хорватов поддерживают Германия, Англия, Франция (это был один из политических просчетов сербов, которые рассчитывали на помощь англичан и французов), мусульман - мусульманские страны, ЕС (в частности Германия). Так что сербам навязывают варианты максимально выгодные хорватам и мусульманам. Очередной план выхода из сложившейся ситуации предлагают осенью 1992 г. сопредседатели МКБЮ специальный посланник генерального секретаря ООН и бывший государственный секретарь США по иностранным делам С. Венс и уполномоченный ЕС Д. Оуэн. Они поставили перед собой задачу установления прочного и справедливого мира в Боснии и Герцеговине. Переговоры проходят в Женеве в декабре 1992 - январе 1993 г., на них Венс и Оуэн представляют план мирного урегулирования, включающий комплекс договоров: о прекращении боевых действий и демилитаризации, конституционное устройство, карты с новыми границами и договора по гуманитарным вопросам.

 

Информация размещена на сайте Натива.ру

История Боснии и Герцеговины

Боснийский конфликт 1992-1995 гг. Реализация Дейтонских соглашений

Дейтонские соглашения были призваны прекратить конфликт, установить мир, но на деле они привели к новой этнической чистке. Из-за передачи сербских районов Сараево мусульманам оттуда ушло более ста тысяч человек, причем они уходили, унося гробы близких...

Боснийский конфликт 1992-1995 гг. Дейтонские соглашения

После провала плана Венса-Оуэна начался новый этап в переговорном процессе - увеличилась роль США. Еще в 1991 году была выработана новая стратегия НАТО, где выдвигалась идея контроля над военно-политическими кризисами и управления ими...

Боснийский конфликт 1992-1995 гг. Неудача переговоров

Конфликтующими сторонами план Венса-Оуэна был принят неоднозначно. Сербы выступили против подписания плана. Хотя они и получили бы больше, чем хотели в марте 1992 г., но их территория была разделена, кантоны не граничили ни с Сербией, ни друг с другом...

Все статьи по Боснии и Герцеговине

История

Япония
Вако - японские пираты

Вако японские пираты Вако терроризировали берега Кореи и Китая, начиная с XIII века, и первоначально состояли в основном из военных, ронинов, торговцев и японских контрабандистов. Спустя два века, правда, произошёл значительный перевес в сторону китайцев.

Израиль
Израильская кухня

Израильская кухня Традиционная израильская кухня является частью средиземноморской кухни, поэтому в ней встречается обилие овощей и фруктов, оливкового масла, зелени, рыбы и бобовых. Как считают многие израильтяне понятие «израильская кухня» только зарождается...

Болгария
Оборона Шипки

Оборона Шипки В начале 1878 года была завершена оборона Шипки - один из ключевых и наиболее знаменитых эпизодов в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Оборона Шипки сковала значительные силы турецкой армии и обеспечила русским войскам наиболее короткий путь наступления на Константинополь.

Наверх

Боснийский конфликт 1992-1995. Начало конфликта Информация с сайта Натива.ру 2008-2023